Фэтбайк (Fatbike)

Тема в разделе "Все остальные", создана пользователем DiversanT, 22 мар 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    DiversanT

    DiversanT Велогуру

    Рег.:
    28 май 2009
    Сообщения:
    2.764
    Симпатии:
    1.223
    Адрес:
    г. Домодедово
    Байк:
    Что-то с чем-то
    Я вижу, в чате народ заинтересовался Фатбайком. Вот, яндекс помог найти статью о Фэтбайке. Что бы не задеть права автора, да и просто его не обидеть говорю сразу, статью копирую:

    Что же это за такие, невиданные на российских просторах большеколёсые велосипеды со странным название «фатбайк» (Fatbike). По сути — это вполне нормальный горный велосипед с возможностью установки покрышек шириной в 4″, для обычного же МТБ велосипеда ограничение — 2.4-2.5″. Навеска вполне обычная — переключатели, тормоза, кассеты — всё то же. Существуют сингл-спид варианты фатбайков. Как правило на эти велосипеды устанавливают жёсткую вилку, с такой шириной колеса ехать очень мягко, поэтому особой нужды в дополнительных амортизаторах нет.

    Чтобы не быть голословным и не говорить о том чего не знаю, я обратился к владельцу такого вот фатбайка — Максиму, использующего его в суровых сибирских условиях. Максим — один из первых людей в России, увлекшихся этим новым видом маунтинбайков и собравший уже несколько подобных велосипедов. И так, всё что вы хотели знать о фатбайках, рассказывает владелец одного из них.

    Судя по ширине колёс, даже самый начинающий велосипедист догадается, что этот велосипед приспособлен не для длительных шоссейных пробегов, его стихия — бездорожье и заснеженные просторы. По опыту знаю, что даже на широких агрессивных покрышках 2.35″ ехать по рыхлому снегу весьма затруднительно. Даже на первый взгляд укатанная дорога может быть довольно рыхлой и колёса будут зарываться. Буквально на днях столкнулся с такой ситуацией и если бы дорога всё-таки не улучшилась, то предстояло бы много километров пешки…

    RB: Давайте узнаем, насколько в этом плане выигрывает фатбайк?

    Максим: Итак, я готов рассказать о своем новом приобретении – велосипеде с необычайно мягкими и широкими колесами. Для того чтобы получить представление о том, что он может и для чего мог бы пригодится, надо, прежде всего, вспомнить, что из себя представляет обычный горный велосипед, который в последнее время стал некоторым стандартом для современных любителей велосипеда в России и за рубежом. В России популярность горного велосипеда была определена тем фактом, что горные велосипеды в какой-то период, трудный для российской экономики, стали единственной возможностью приобрести качественную и универсальную машину. Но время шло, и все чаще российские велолюбители стали обращать внимание на то, что помимо велосипеда с колесами диаметром 26 дюймов и шириной 2 дюйма существует немало других разновидностей. Кто-то стал вспоминать, что на своем старом дорожном велосипеде он доезжал до дачи на 10 минут быстрее, чем на приобретенном в последствии американском чуде, у которого стоит включить волшебную комбинацию звездочек 1:1, и езда превращается в сплошное удовольствие, правда сильно растянутое по времени. А кто-то решил идти до конца и озаботился тем, какие же еще возможности может предоставить велосипед без границ.

    Так люди впервые обнаружили важную проблему велосипедного катания. Эта проблема заключалась в том, что, несмотря на все прелести, которые предоставляет велосипедисту езда зимой, велосипед все же никак нельзя назвать зимним видом спорта. А как же иначе? Ведь уже пять сантиметров рыхлого переметенного снежка подписывают смертный приговор покатушке на велосипеде любого типа, и если со скользким льдом и снежным накатом еще можно бороться благодаря шипованной резине, то от снега спасения нет. Даже если вы находитесь в отличной физической форме и можете идеально держать равновесие, все равно, после каких-то нескольких километров, прошедший ночью небольшой снежок заставит вас слезть с седла и пойти пешком.

    Что прежде всего велосипеду мешает ехать по снегу? Оказалось, что дело не в размере покрышки, а в ее форме. Поэтому, для того, чтобы форма покрышки в месте ее соприкосновения со снегом хоть отдаленно напоминала плоскую поверхность, надо было сделать так, чтобы внутри покрышки давление было минимальным. Законы физики таковы, что уменьшение давления в покрышке могло быть достигнуто только благодаря увеличению ее объема. Таким образом, родился новый тип велосипеда – велосипед с большими объемными колесами на низком давлении или так называемый фатбайк.

    Я являюсь своего рода фанатом зимнего катания на велосипеде, поэтому не мог пропустить такую техническую новинку. Мне нужен был фатбайк именно для катания по рыхлому снегу. Я уже давно присматривался к таким маршрутам, которые можно было бы соединить воедино участками, проходящими по следу снегохода или прогонами по заснеженному льду больших водохранилищ и озер. И оказалось, что я не прогадал. Здесь фатбайк полностью оправдал мои ожидания. Я не стану утверждать, что на фатбайке можно легко летать по снежным завалам, и даже езда по рыхлому снегу требует достаточной физической и технической подготовки. Но меня с первых месяцев зимы потрясла его возможность преодолевать достаточно впечатляющие снежные преграды и сделать многочасовое путешествие в условиях рыхлого покрытия не борьбой с обстоятельствами, а просто целенаправленной работой.

    RB: На перспективу я интересуюсь приобретением фатбайка. Насколько мне известно, в России купить его пока невозможно, поэтому только заказ. Хотелось бы понять во сколько реально обойдётся покупка фреймсета и колёс и насколько сложен процесс заказа? Где можно его заказать?

    Максим: На Западе велосипеды с колесами шириной 4 дюйма уже получили достаточно широкое распространение, но до стандартизации этой разновидности велосипеда еще далеко. Тем не менее, помимо нескольких небольших фирм, которые изготавливают необходимые для таких велосипедов компоненты на заказ, существует две крупные велосипедные компании, наладившие серийный выпуск таких компонентов и определившие тем самым некоторые требования по совместимости, которых придерживаются все остальные производители фатбайков. Такими производителями являются SURLY, VICIOUS CYCLES и INNOVA.

    Прежде всего, надо знать, что для сборки фатбайка понадобится, как минимум, три нестандартные детали. Это рама и вилка (фреймсет), способные вместить такие широкие колеса, покрышки с камерами шириной 4 дюйма и широкие обода. Если поставить объемные покрышки с низким давлением на узкие обода, то возникнут серьезные проблемы с управлением. Для любого из выпускающихся фреймсетов обязательно надо будет приобрести каретку шириной 100 мм, но эта деталь является стандартной для ДХ велосипедов и ее можно купить даже в местных магазинах. Все остальные детали являются стандартными. Наиболее популярным решением в мире фатбайка является модель рамы, выпускающаяся фирмой SURLY. Она называется SURLY PUGSLEY. В большинстве крупных американских веломагазинов можно свободно купить велосипед, собранный на этой раме.
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2012
    Zorex85, Selezzneff, Anarchyst0608 и 4 другим нравится это.
  2. ADS

    ADS

     
  3. TopicStarter Overlay
    DiversanT

    DiversanT Велогуру

    Рег.:
    28 май 2009
    Сообщения:
    2.764
    Симпатии:
    1.223
    Адрес:
    г. Домодедово
    Байк:
    Что-то с чем-то
    Особенностями модели SURLY PUGSLEY являются несимметричные перья рамы и вилки, а также использование задней втулки как на переднем, так и на заднем колесе.

    Стоимость фреймсета SURLY PUGSLEY в Интернет магазинах за рубежом колеблется от $500 до $800 и в сезон распродаж может падать до $400.

    Специально для своей рамы фирма SURLY производит обода, имеющие несимметричное расположение отверстий для спиц. Модель ободов называется SURLY LARGE MARGE. Эти обода имеют ширину 65 мм и допускают установку любой стандартной резины шириной больше 2,5 дюймов, соответствующей стандарту 26”. Стоимость одного такого обода около $100. Аналогичные обода, только шириной 80 мм производит фирма VICIOUS CYCLES. Модель называется VICIOUS CYCLES GRASEFUL FAT SHEBA и ее можно так же купить через Интернет по цене от $60 до $90. Дешевизна этих ободов обусловлена простотой их конструкции. Это одностенные штампованные обода с непистонированными отверстиями под головки спиц. Тем не менее, они обеспечивают лучшую устойчивость и, благодаря одностенной конструкции, предоставляют возможность дриллинга с целью снижения веса.

    При покупке ободов следует обратить внимание на то, что выпускаются аналоги указанных моделей с симметричным расположением отверстий под спицы. Такие обода подходят только для моделей рам с симметричной конструкцией перьев и не пригодны для фреймсета SURLY PUGSLY.

    Покрышки шириной 4 дюйма выпускает фирма INNOVA. На данный момент известно только три модели таких покрышек. INNOVA (SURLY) LARGE MARGE – самая распространенная и самая популярная модель. Ее можно без труда найти на различных сайтах по цене около $100. Эта покрышка является своего рода стандартом для любой модели фатбайка и выпускается с наклейкой фирмы SURLY. Она присутствует в каталоге SURLY, но на самом деле, так же как и специальная широкая камера, выпускается на INNOVA. Кроме LARGE MARGE, INNOVA выпускает еще два типа покрышек – INNOVA (SURLY) LARRY и INNOVA SPYDER. LARRY – достаточно дорогая (около $120) и редкая покрышка с агрессивным протектором. Она была разработана специально для решения проблемы бокового сноса широких покрышек. SPYDER – наоборот, самая дешевая покрышка шириной ровно 4.0”, которую можно купить, всего за $60.

    Кроме стандартных решений, существует много производителей, которые выпускают специфические для фатбайка компоненты на заказ. Если стоимость стандартного решения на базе SURLY PUGSLY составляет всего около $1500, для России с учетом доставки и таможенных сборов, то кастомные варианты обойдутся гораздо дороже. Стоимость только одного титанового фреймсета, выпускающегося фирмой WILDFIRE FATBIKE, составит больше $1000. Кроме того, большинство таких производителей расположено на родине оригинального фатбайка (fatbike – это официально зарегистрированная торговая марка фирмы WILDFIRE) – Аляске, и испытывают определенные проблемы с доставкой своего товара в удаленные регионы.

    Следует отметить, что теперь, благодаря усилиям моего друга Константина Еремина из г. Ангарска, можно приобрести настоящую фатбайк-раму в России. Он сам разработал чертежи и добился их согласования и реализации на производственном объединении РАПИД. Теперь качественную раму для фатбайка можно заказать там.

    RB: Существует довольно много моделей фатбайков, какой всё же лучше выбрать? Хотя, наверное вернее спросить, какой из них наиболее доступен?

    Максим: Ситуация на рынке фатбайков на данный момент такая. Существует только одна фирма, которая выпускает фреймсеты и комплектующие, необходимые для сборки таких велосипедов, серийно. Это американская фирма SURLY. Велосипеды на базе комплектующих от SURLY на данный момент намного опережают другие варианты как по цене, так и по доступности. Помимо SURLY, полный набор комплектующих для велосипедов с колесами шириной 4” выпускают только VICIOUS CYCLES BIKES и SPEEDWAYCYCLES BIKES. Первая прославилась своими знаменитыми ободами FAT SHEBA шириной 80 мм. У таких ободов есть целый ряд преимуществ: они относительно дешевые, доступны во многих Интернет-магазинах, имеют одностенную конструкцию, которая позволяет легко снизить вес за счет несложной процедуры дриллинга. Вторая фирма известна своими очень дорогостоящими и высококачественными компонентами для фатбайков. Это и титановые рамы, изготовленные на знаменитом производстве титановых рам Lynskey, и легкие дриллинговые обода шириной 70 мм и весом всего 800 грамм, и даже специальная трехкомпонентная система с полой осью и внешними подшипниками, рассчитанная на кареточный узел шириной 100 мм и весящая легче XTR от Shimano. Самая дорогая модель фатбайка от SPEEDWAYCYCLES, которая называется FatBack, весит всего 9,5 кг! Таким образом, американский рынок предоставляет широкий выбор вариантов в самом широком диапазоне цен. Этот диапазон простирается от примерно $1200 за самый простой вариант SURLY PUGSLY до $3000 — $4000 за флагманский FаtBack.
     
  4. TopicStarter Overlay
    DiversanT

    DiversanT Велогуру

    Рег.:
    28 май 2009
    Сообщения:
    2.764
    Симпатии:
    1.223
    Адрес:
    г. Домодедово
    Байк:
    Что-то с чем-то
    По праву изобретателем фатбайка стоит считать проживающего на Аляске Марка Грюнвальда. Он является основателем самой первой фирмы, выпускающей компоненты для фатбайков. Эта фирма называется WILDFIRE FATBIKE. Кстати, название «фатбайк» было впервые придумано им же, и является зарегистрированной торговой маркой WILDFIRE. Марк Грюнвальд начал с выпуска фреймсетов, которые он комплектовал ободами от теперь уже несуществующего производителя REMOLINO и покрышками NOKIAN GAZZALODY 3.0”. Трехдюймовые покрышки растягивались на 80-миллиметровых ободах до ширины примерно 3.5”, и это впоследствии положило начало развитию особой тенденции под названием «псевдофатбайк». Дело в том, что большинство рам для экстремального катания способно вместить в себя покрышки шириной около 3.0”, установленные на широкие обода, заметно увеличивающие объем колес. Такая конструкция может стать гораздо более доступным и бюджетным аналогом фатбайка, потому что фатбайк – это на 50% большие колеса и на 50% низкое давление в них. В данный момент WILDFIRE выпускает широчайший спектр рам и вилок высокого качества из стали марки COLUMBUS. Эти рамы выглядят настоящими произведениями искусства и весят меньше 2 кг, что очень неплохо даже для лайтового XC хардтейла.

    Стоит сразу оговориться, что только две фирмы – SURLY и VICIOUS CYCLES BIKES – находятся на основной территории Америки и имеют возможность свободно распространять свою продукцию по всему миру. Такие фирмы, как SPEEDWAYCYCLES BIKES, WILDFIRE FATBIKE и 9:ZERO:7 находятся на Аляске и испытывают серьезные проблемы с отправкой своих компонентов и рам даже в Европу, не говоря уже о России.

    RB: Вот, к примеру такая ситуация. Человек не хочет держать несколько велосипедов, а вместо этого приобретает фатбайк и несколько комплектов колёс дня него — толстых и обычных. Насколько я понимаю, проблем тут быть не должно? То есть, может ли фатбайк быть единственным велосипедом или он всё же больше нужен для зимних развлечений и катания в своё удовольствие?

    Максим: Здесь все зависит от предпочтений и требований, которые предъявляются к каждому из используемых стилей катания. Но, тем не менее, фатбайк в этом отношении предоставляет уникальную возможность совместить в одном велосипеде самых широкий спектр велосипедных направлений и стилей катания. Все, что для этого надо сделать – это собрать две пары колес. Одна пара колес собирается на стандартных ободах шириной 2-2,5 см и диаметром 29”, а другая на широких ободах, рассчитанных для установки привычных для фатбайка покрышек шириной 4”. В идеале стоит еще приобрести амортизационную вилку для горного велосипеда с колесами стандарта 29”, например – FOX F29er 100 мм. Дело в том, что внешний диаметр колес с покрышками шириной 4” в точности соответствует диаметру колес стандарта 29”, и все рамы и вилки фатбайков выверены на использование колес этого стандарта. Таким образом, путем простой перестановки колес и покрышек можно легко получить сразу и собственно фатбайк, и классический «найнер», и даже шоссейный велосипед, установив на 29-дюймовые обода шоссейный клинчер, шириной 25-27 мм. Можно даже заменять жесткую вилку фатбайка на амортизационную вилку стандарта 29”, но для этого следует убедиться, что высота ног жесткой вилки вашего фатбайка соответствует высоте ног амортизационной вилки, которую вы хотите использовать, иначе угол рулевой колонки окажется сильно завален.

    RB: Насколько просто приобрести обода, покрышки и камеры для фатбайка, какова примерная стоимость?
     
  5. TopicStarter Overlay
    DiversanT

    DiversanT Велогуру

    Рег.:
    28 май 2009
    Сообщения:
    2.764
    Симпатии:
    1.223
    Адрес:
    г. Домодедово
    Байк:
    Что-то с чем-то
    Максим: Все перечисленные комплектующие можно легко приобрести в зарубежных Интернет-магазинах. Стоимость покрышек колеблется от $60 до $120 за одну покрышку. Обода обойдутся по цене от $70 и выше. Кроме того, есть замечательная американская фирма CHOPPER US, которая производит и продает обода для Чопперов и Круизеров. Эти обода имеют одностенную конструкцию, выпускаются шириной от 80 до 100 мм и подходят для использования с фатбайками. Кроме того, обода CHOPPER US стоят от $30. Существует только один вариант специализированной камеры на размер 4”. Такие камеры производит фирма INNOVA по заказу SURLY. Эти камеры также очень легко найти и купить в Интернете. Их стоимость колеблется около $10. На зарубежных форумах есть описания успешного использования бескамерных вариантов сочетания ободов LARGE MARGE и покрышек ENDOMORPH, например, на основе технологии ghetto tubeless.

    RB: Расскажите про управление фатбайком. Всё ли так же как на обычном МТБ или есть какие-то особенности в поведении? Наверняка они есть…

    Максим: Первое, на что обращаешь внимание, когда садишься на фатбайк – это потрясающая курсовая устойчивость и плавность хода. Как ни странно, массивные колеса ни в коей мере не влияют на легкость хода, а только придают движениям несколько более тяжелую динамику разгона. Разница между динамикой фатбайка и обычного МТБ имеет тот же порядок, что и разница между обычным МТБ и шоссейным велосипедом. Хорошая курсовая устойчивость имеет и негативную сторону. Для уверенного управления фатбайком может потребоваться руль шириной не менее 700 мм. Так или иначе, катаясь на фатбайке по дорогам общего пользования, всегда следует помнить об этой его особенности, чтобы не помешать движению автомобилей и пешеходов при совершении маневра. Тяжелая динамика разгона также накладывает некоторые ограничения на используемые в комплектации фатбайка компоненты. Например, в тормозной системе фатбайка целесообразно использование только качественных дисковых тормозов с диаметром диска не менее 185 мм. Мой опыт езды на стальной раме SURLY PUGSLEY выявил очень приятную особенность фатбайка, которая заключается в исключительной комфортности езды по гравийным дорогам и курумистым осыпям. Мягкие широкие покрышки хорошо гасят мелкие вибрации, а стальная рама является своего рода одновременно и демпфером и амортизатором, настроенным на обработку препятствий более внушительного размера, чем мелкие камушки.

    Самой главной проблемой при управлении фатбайком является боковой снос. Особенно много неудобств он доставляет на скользких покрытиях. С ним можно относительно успешно бороться установкой покрышек со специальным продольным протектором, например – SURLY LARRY, или выбором оптимального давления, но даже в этих случаях следует всегда помнить об опасности создать помехи окружающим. К слову сказать, все сложности в управлении фатбайком в меньшей степени представляют опасность для самого райдера в силу его исключительной устойчивости, которая позволяет, например, удерживать при небольшой тренировке равновесие, стоя на месте и вообще не держась при этом руками за руль. Поведение фатбайка очень сильно зависит от давления в покрышках. Эксперименты с давлением позволили сделать следующие выводы.
     
  6. TopicStarter Overlay
    DiversanT

    DiversanT Велогуру

    Рег.:
    28 май 2009
    Сообщения:
    2.764
    Симпатии:
    1.223
    Адрес:
    г. Домодедово
    Байк:
    Что-то с чем-то
    При давлении в 20-25 PSI поведение велосипеда почти ничем не отличается от поведения обычного МТБ ригида – он легко преодолевает подъемы, отлично маневрирует, быстро разгоняется и требует значительных усилий рук и ног, чтобы обрабатывать крупные неровности трассы.
    При давлении в 10-18 PSI велосипед по своим ходовым качествам максимально приближен к трейловому короткоходному хардтейлу. Помимо гораздо большего удобства при езде по техничным подготовленным трассам он уже начинает приобретать заметный уклон в сторону своего основного назначения – на нем становится возможной езда по достаточно глубокому снегу, песку и бездорожью, изобилующему многочисленными неожиданными препятствиями в виде болотных кочек или скрытых травой поваленных стволов деревьев. Такое давление является наиболее универсальным вариантом, который можно порекомендовать как для освоения езды на широких покрышках, так и для повседневного использования. Стоит заметить, что на твердых покрытиях при давлении ниже 15 PSI уже начинают возникать проблемы с управлением.

    При давлении в 5-7 PSI начинается самое интересное – велосипед приобретает возможность легко передвигаться по глубокому снегу и очень рыхлому сухому песку, обнаруживает удивительную устойчивость при перемещении по жидкой грязи, которая моментально очищается с сильно деформированных почти гладких покрышек. Комфортность езды по пересеченной местности достигает масштабов короткоходного двухподвеса. Например, передвигаться по местности, изобилующей крупными болотными кочками, можно не вставая с седла. Это совсем неудивительно, так как деформация покрышек в данной ситуации может достигать более 50 %, т.е. свыше 4,5 см плюс вышеупомянутые 2 см деформации перьев рамы и вилки – в итоге, до 7 см хода спереди и сзади. Становится возможной свободная езда по гладкому ровному льду. Занос велосипеда на таком льду напоминает движение стирательной резинки по глянцевому листу бумаги. Но именно при таком давлении начинаются заметные проблемы с управлением на твердых покрытиях. Особенно неприятным это явление становится в случае очень неровных твердых покрытий – велосипед бросает из стороны в сторону, и он настолько перестает слушаться руля, что временами приходится слазить с него и проходить критичные участки пешком. Я неоднократно встречал в различных источниках рекомендации по использованию с предельно низкими давлениями в покрышках ENDOMORTH 3.7 ободов шириной 80 мм (например – VICIOUS CYCLES FAT SHEBA) вместо штатных 65 миллиметровых SURLY LARGE MARGE.

    RB: Для обычных велосипедных колёс существует неплохой выбор зимних шипованных покрышек. Для фатбайка, насколько мне известно, их нет. Как себя ведёт фатбайк на скользкой поверхности? Ведь на обычных 2.1 покрышках на льду очень неудобно…

    Максим: Самая распространенная проблема, заставляющая велосипедистов, катающихся зимой, тратить деньги на шиповку – снежный накат. Плотность и степень обледенелости снежного наката могут варьироваться от пористой корочки, на которой остается отчетливый след покрышки, до твердой леденистой поверхности, отшлифованной до блеска колесами автомобилей и подплавленной горячими выхлопами. Смело могу уверить, что Эндоморфы, накачанные до 15 PSI, очень успешно справляются со всеми видами этого зла, но похуже шипованной резины. Разница с шипованной резиной начинает чувствоваться в следующих случаях: когда скорость выше 15 км/час на очень скользком накате; когда надо резко заложить крутой вираж на средне скользком накате; когда поверхность очень неровная на средне скользком накате; когда крутизна подъема превышает 12% при очень скользком накате. Речь здесь идет о сравнении с пятирядной шиповкой типа ISP, но обычная городская двухрядка доставит гораздо больше проблем, чем Эндоморфы, которые, как ни странно, отлично держатся даже на абсолютно голом льду или льду, слегка присыпанном снегом, если поверхность такого льда достаточно ровная. Кроме того, я уже упоминал о совместимости рам фатбайков с колесами 29”. Для таких колес выпускается очень много вариантов шипованной резины. Если предполагается на какой-то период времени использовать фатбайк в условиях твердых и скользких поверхностей, то можно на этот период установить колеса такого стандарта. Я встречал на форумах информацию, что на Аляске нередко, в качестве компромиссного варианта, устанавливают на обода шириной 65 мм пятирядную шипованную резину NOKIAN FREDDY REVENZ 26×2.35”.

    RB: Насколько накатист фатбайк? Понятно что есть разные покрышки, могут быть разными другие комплектующие, но возьмём в среднем. Если сравнивать с обычным МТБ, насколько страдает лёгкость езды? Или может быть не страдает?

    Максим: Накатистость фатбайка стала для меня самым главным сюрпризом, который во многом определил мою философию его использования. Дело в том, что всегда можно найти такие условия на снежном покрытии, где даже фатбайк попросту застрянет. Самым главным достоинством фатбайка, на мой взгляд, является не его возможность проехать там, где не может проехать обычный МТБ, а возможность экономить много сил там, где на обычном МТБ езда быстро превращается в утомительное испытание. Для зимы справедлива истина, что уже 5 см рыхлого снега подписывают классическому МТБ смертный приговор. Даже если консистенция снега позволяет на двухдюймовых покрышках свободно перемещаться, все равно при использовании агрессивной зимней резины уже после нескольких километров пути начинает накапливаться заметное утомление. Я был сильно поражен, когда обнаружил, что даже при езде по едва прикрытому снежком льду фатбайк имеет гораздо более легкий накат, чем лайтовый хардтейл с шипованной резиной SCHWALBE ICE SPIKER PRO. Более того, при езде по более глубокому снегу на скоростях порядка 15 км/час фатбайк может перейти в режим глиссирования. Этот режим характеризуется резким уменьшением сопротивления качению и приятным психологическим состоянием, граничащим с состоянием эйфории. Я испытывал фатбайк на предмет накатистости на асфальтовом покрытии. Я не обнаружил каких-либо существенных отличий от обычного дорожного велосипеда. В этом нет ничего удивительного, потому что покрышка SURLY ENDOMORPH – это практически полуслик и при давлениях свыше 20 PSI она отличается от обычных покрышек только большей инерцией.

    RB: Давайте подведём итог. Для чего вообще нужен фатбайк? В каких условиях и кому он может быть необходим?

    Максим: Мое мнение таково, что фатбайк прежде всего раскрывает широкие возможности для длительных путешествий в условиях с очень сложным покрытием. Прежде всего это относится к песку, снегу, болоту, курумистым осыпям и любому типу бездорожья, которое встречается в лесах и степях. Ключевым словом для правильного использования фатбайка является «неторопливость». Это ни в коем случае не обозначает, что фатбайк едет медленно – просто он не любит суеты. Фатбайк не любит резких ускорений, его начинает подбрасывать на больших скоростях, на неровностях грунта как футбольный мячик. Но стоит успокоиться и глубоко вздохнуть, как он плавно пронесет вас с огромной скоростью через немыслимые препятствия на гигантские расстояния, как могучий океанский лайнер или космический корабль, обладающий невероятным ресурсом энергии. Только в данном случае энергия заключена в самом велосипедисте, а фатбайк только позволяет ее правильно высвободить и направить.

    RB: Ну и последний вопрос. Зачем Вам фатбайк? Почему решили купить такой необычный велосипед? Оправдал ли он ожидания?

    Максим: Я впервые увидел фатбайки на фотографиях форума MTBR в декабре 2009 года. Меня сразу привлек необычный и вместе с тем очень гармоничный вид этих велосипедов. Я всегда был фанатом зимнего трейлрайдинга и не мог пропустить такое явление. Чем больше я узнавал об этой технической новинке, тем больше мне хотелось попробовать на ней прокатиться. Переломным моментом в моем желании приобрести фатбайк стало открытие того, что рядом со мной живет человек, который тоже бредит толстоколесыми велосипедами, способными легко перемещаться по снегу. Вместе с этим человеком, профессиональным гонщиком кросскантри, марафонцем, живущим в городе Ангарске, Костей Ереминым мы составили и реализовали план приобретения трех настоящих фатбайков для него, меня и моей дочери Саши, которая занимается шоссейными велогонками. История приобретения наших велосипедов была очень долгая и насыщенная разнообразными событиями: открытиями, радостями и разочарованиями. Но после приобретения фатбайка я еще ни разу не пожалел о принятом решении, и каждое новое приключение, которое дарит нам фатбайк, убеждает нас, что мы сделали правильный выбор.
     
  7. TopicStarter Overlay
    DiversanT

    DiversanT Велогуру

    Рег.:
    28 май 2009
    Сообщения:
    2.764
    Симпатии:
    1.223
    Адрес:
    г. Домодедово
    Байк:
    Что-то с чем-то
    Selezzneff, f1y и Anarchyst0608 нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    DiversanT

    DiversanT Велогуру

    Рег.:
    28 май 2009
    Сообщения:
    2.764
    Симпатии:
    1.223
    Адрес:
    г. Домодедово
    Байк:
    Что-то с чем-то
    Блин, получилось много букв, но я не увидел ни одного ненужного абзаца или строки, которую можно было убрать.
     
  9. l_eon

    l_eon Райдер

    Рег.:
    7 мар 2011
    Сообщения:
    680
    Симпатии:
    660
    Адрес:
    Москва, ЮЗАО, Черёмушки
    Байк:
    Дроческоп 3000
    раньше видел такое, но думал, что это нечто кастомное, как и растабайки.
    жаль, что только за бугром продаются.
     
  10. Anarchyst0608

    Anarchyst0608 Старший байкер

    Рег.:
    2 май 2010
    Сообщения:
    266
    Симпатии:
    314
    Адрес:
    Россия, Саратов 64RUS
    Байк:
    RockMachine Hurricane 90
    а на первом то фото вилка и перья, да и сами колёса не 29", или у меня с глазами что то...
    в связи с этим появляется вполне уместный вопрос - на базе например моего аппарата можно замутить такого бигфута? щас поглядел, в перьях и вилки 4" покрышки вроде вполне поместятся...
     
  11. l_eon

    l_eon Райдер

    Рег.:
    7 мар 2011
    Сообщения:
    680
    Симпатии:
    660
    Адрес:
    Москва, ЮЗАО, Черёмушки
    Байк:
    Дроческоп 3000
    вот, еще статья =)

    Что такое бомж-фэт ? Очень просто, фэт, который строится минимально-возможными средствами.

    Думаю, стоит принять за аксиому, что фэт — это всегда 2й, а то и 3й велосипед. Следовательно, в загашнике обычно имеется куча нераспроданного велобарахла. Которое и пойдет на фэт.

    Специфичных деталей, на самом деле, минимум. Это:
    Фреймсет

    Для бомж-версии берём Surly Pugsley, или на bike-components.de или на ebay или где-нибудь в американском магазине, где дешевле всего выходит — там и берём.
    Каретка

    Нам нужна любая, подходящая под кареточный стакан шириной 100мм. Если внимательно поискать, то их можно найти занедорого. Самые дешевые — это truvativ gigapipe DH. Я нашел такую б/у за 300р и тут же хапнул.
    Очень широкие обода с оффсетом

    Т.е дырками под спицы не по центру. Идеальный вариант это Vicious Graceful Fat Sheba. Так как они шире (80мм), чем Surly Large Marge и ГОРАЗДО дешевле. Были даже по 35 долларов штука! 35!
    В среднем по 50. Брать в америке, на aebike.com или americancycle.com . В европах из широты только surly за дичайшие деньги, типа 70-80 евро за обод. ОТ 70-80 евро за обод.
    Резина

    На момент написания самыми дешевыми покрышками были Origin8 Devist-8r . Пара обходится в 150 долларов с доставкой. Камеры — можно рисковать с maxxis DH, можно — не париться и взять surly. Я тяжёлый дядя, так что мой — второй вариант. Кстати, чтобы нагуглить резину, можно написать Origin 8 Devastator, далее гугль выдаст результаты со 100% правильным названием, которое можно будет вбить в поиск на ebay.

    И всё. Дальше всё зависит от запасливости конкретного велолюбителя. У некоторых железа на целый велосипед под шкафами и кроватями распихано.

    Экономим.
    Втулки

    Любые дешевые задние, 135мм. Посмотреть только, чтобы говнозащита была ок, всё-таки ездить зимой.
    Тормоза

    Если планируется ЗИМНЕЕ и немного осенне-весеннее использование… То можно ставить САМУЮ дешевую механику, которую найдете. У меня еще нет фэтбайка, но поматрасить зимой доводилось не раз. Так вот, зимой тормоза просто не нужны. Наоборот, лучше не останавливаться. Но фетишизм взыграл и я заказал пару Avid BB7 со 185мм роторами. Потому что по 37 евро за сторону со всем необходимым. На BK. И перед и зад. Чтобы если что, купить вперёд 203й… ( если кто не знает — авидовский задний адаптер на 185 является передним на 203 )
    Трансмиссия

    Вот честно, я почему-то не видел 8 скоростных кассет с 34й звездой. Так что сзади будет 9. Количество звёзд спереди зависит от степени лосизма конкретного веломаньяка.
    Например, я катаюсь на синглспиде. И зимой мне за глаза и за уши хватает максимальной скорости на передаче 32-19.
    Я посчитал передаточные соотношения, и пришел к выводу, что 26Т спереди в сочетании с 12-36 или 11-34 сзади мне будет достаточно. У меня сейчас 11-34, если получится, то обменяюсь с товарищем на 12-36. Но это мой персональный 1х9 случай… Вообще не люблю лишние передачи. На байке 2х9, на универсале — 1, на фэте — 1х9. А 3х9 или 3х10 у меня нет нигде, потому что я не знаю, зачем мне нужна звезда на 44 зуба… Лучше крутить 11-36 побыстрее, если уж припёрло.

    Но большинство фэтбайкеров предпочитает таки 2 передачи спереди.

    Заметка на полях: «возможно, стоит подумать о дешевом 1х10 варианте для большей эластичности трансмиссии, благо 10х добрался и до х5 и до деора»
    Шатуны

    Нашел б/у isis за 300 рублей. Нормальные, рабочие. Для условий эксплуатации фэтбайка считаю нерациональным покупать новые шатуны.
    Переклюки

    Что есть то и ставим. Не думаю, что имеет смысл увешивать фэт фетишами. Правда у меня будет х9, т.к он уже есть. Не было бы, поставил бы любой комплект переклюк-манетка, который вышел бы дешевле всего. Но не ниже деора/х5. К тому же, бывают казусы когда х7 стоит дешевле х5 и тд… Скидки на чейне, вот что рулит…
    Палки

    Их в закромах достаточно, поставлю те что есть. Для Pugsley нужен подседельник 27.2, длиной 350-400. Шток совершенно стандартный, никаких извращений, так что используем завалявшиеся вынос-руль, ну или переставляем с летнего велосипеда, всё равно на приколе стоит.

    Чем больше есть у вас железа, тем дешевле обходится пагсли. Себе я насчитал где-то 37700, т.к у меня по сути были только палки, кассета, цепи и задний переклюк с манеткой.

    Из них уже потрачено 3200 на тормоза, 300 на каретку и 300 на шатуны. Заложил бомж-фэт типа… План — заиметь фэт к следующему сезону той жопой, что у нас осенью-зимой зовётся…

    Есть мнение, что следующим пунктом я буду ловить или шебы по 35 долларов, или, запасшись денежкой, дешевый пагсли на ebay…

    Если вам понравился материал, я могу его продолжить — буду вести фото-лог закупки-сборки железок. С местами и ценами.
    http://fatbikes.ru
     
    DiversanT нравится это.
  12. Psycho

    Psycho Супер-модератор

    Рег.:
    6 июл 2010
    Сообщения:
    5.280
    Симпатии:
    3.412
    Адрес:
    Новомосковск
    Байк:
    "горный вопше зоебис"
    Selezzneff и f1y нравится это.
  13. pyps73

    pyps73 Велолюбитель

    Рег.:
    25 сен 2011
    Сообщения:
    99
    Симпатии:
    74
    Адрес:
    Днепропетровск
    Байк:
    FORT Parker
    Оркоколёса... Это видать сыночек из Израиля в Канаду переметнулся... Вынос вверх тормашками, сидушка - батянина... Годится... Мне нравится...:yes: (первое фото).
     
  14. Psycho

    Psycho Супер-модератор

    Рег.:
    6 июл 2010
    Сообщения:
    5.280
    Симпатии:
    3.412
    Адрес:
    Новомосковск
    Байк:
    "горный вопше зоебис"
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Selezzneff, DiversanT, f1y и 3 другим нравится это.
  15. pyps73

    pyps73 Велолюбитель

    Рег.:
    25 сен 2011
    Сообщения:
    99
    Симпатии:
    74
    Адрес:
    Днепропетровск
    Байк:
    FORT Parker
    Интересно, как не спадает этот ремень? При системе "береги штанину" - он должен слетать чуть ли не от травинок... Полувилка понравилась, но нагрузка на ось...:rolleyes: Я надеюсь фото америкосовское...:rolleyes:
     
  16. Psycho

    Psycho Супер-модератор

    Рег.:
    6 июл 2010
    Сообщения:
    5.280
    Симпатии:
    3.412
    Адрес:
    Новомосковск
    Байк:
    "горный вопше зоебис"
    pyps73,
    это знаменитая вилка Lefty от Каннондэйл.
     
    pyps73 нравится это.
  17. pyps73

    pyps73 Велолюбитель

    Рег.:
    25 сен 2011
    Сообщения:
    99
    Симпатии:
    74
    Адрес:
    Днепропетровск
    Байк:
    FORT Parker
    Какое-то чувство неполноценности этой вилки присутствует... Особенно на фэтбайке...
     
  18. Psycho

    Psycho Супер-модератор

    Рег.:
    6 июл 2010
    Сообщения:
    5.280
    Симпатии:
    3.412
    Адрес:
    Новомосковск
    Байк:
    "горный вопше зоебис"
    pyps73,
    а я бы хотел попробовать такую вилочку в езде
     
  19. Werr Gunns

    Werr Gunns Профессионал

    Рег.:
    5 июл 2011
    Сообщения:
    1.534
    Симпатии:
    717
    Адрес:
    АРК,Керчь
    Байк:
    Галя
    Psycho,
    Вот это реально мощь, не понравилась пожалуй только избыточная толщина перьев.
     
  20. Psycho

    Psycho Супер-модератор

    Рег.:
    6 июл 2010
    Сообщения:
    5.280
    Симпатии:
    3.412
    Адрес:
    Новомосковск
    Байк:
    "горный вопше зоебис"
    Werr Gunns,
    если ты обратил внимание, то рама там бамбуковая
     
  21. pyps73

    pyps73 Велолюбитель

    Рег.:
    25 сен 2011
    Сообщения:
    99
    Симпатии:
    74
    Адрес:
    Днепропетровск
    Байк:
    FORT Parker
    Сзади одно перо, один дропаут - правти назвать нужно... Половинить, так по-взрослому!!! Извиняюсь за офтопу...
     
  22. pyps73

    pyps73 Велолюбитель

    Рег.:
    25 сен 2011
    Сообщения:
    99
    Симпатии:
    74
    Адрес:
    Днепропетровск
    Байк:
    FORT Parker
    Он, наверно, и в воде не тонит...
     
  23. TopicStarter Overlay
    DiversanT

    DiversanT Велогуру

    Рег.:
    28 май 2009
    Сообщения:
    2.764
    Симпатии:
    1.223
    Адрес:
    г. Домодедово
    Байк:
    Что-то с чем-то
    Мне кажется, на обычном фрейме не получится, либо идти к сварщику, и там греть и разводить вилку иперья под такую покрыху и такой обод. Ещё, обратите внимание на обод - он тоже широкий.
     
  24. TopicStarter Overlay
    DiversanT

    DiversanT Велогуру

    Рег.:
    28 май 2009
    Сообщения:
    2.764
    Симпатии:
    1.223
    Адрес:
    г. Домодедово
    Байк:
    Что-то с чем-то
    С такими колёсами и обычная алю-рама не утонет. А вообще, такие ГОВНОДАВЫ на использовать по назначению)))) Сразу вспомнилось поле с коровьими какашками:D
     
  25. Олег01

    Олег01 Сын Полка

    Рег.:
    28 мар 2011
    Сообщения:
    2.318
    Симпатии:
    1.445
    Адрес:
    г. Ломоносов, СПб
    Байк:
    Merida Trail 300D 2012 custom
    Помните чудика с ортоседлом? Он же вроде делал какой то байк с полной передачей ремнями. Так я помню там третья картинка бал какой-то байк с лопастями на колёсах, для плавания :D Так вот, для этого фэтбайк лучше подойдёт.
     
  26. sho-di

    sho-di Moderator

    Рег.:
    15 окт 2009
    Сообщения:
    3.725
    Симпатии:
    2.685
    Адрес:
    город Герой Ленинград
    Байк:
    что хотел, то собрал
    DiversanT нравится это.

Поделиться этой страницей