Всем доброго времени суток. Накануне Дня Победы, клуб ВелоПитер организовал традиционную уже покатушку по Зеленому поясу славы, или проще по кольцу Мга -- Молодцово -- Синявино -- Староладожский канал -- Шлиссельбург --Марьино -- Кировск -- Лобаново -- 45км -- Мга. Я решил не пропускать это событие, т.к. Великая Отечественная война для меня, как и для присоединившихся не просто слова. Попробую поделиться впечатлениями от поездки. Город Мга находится в 50 километрах от Санкт-Петербурга, и в исторической литературе мы находим: «Мга (или Мха, Муга — топкое место) — так в старину называли небольшую речку в болотистой местности, во времена Петра I по ней сплавляли лес, предназначенный для строительства новой российской столицы». Сейчас Мга является также достаточно крупным ЖД узлом. После прибытия собрали группу и после посещения продуктового двинули по маршруту, в сторону Синявинских высот. Синявинские высоты — это возвышенность до 50 м над уровнем моря южнее современного поселка Синявино, опорный пункт обороны германских войск. В районе высот в 1941—1944 годах велись жесточайшие бои во время боев за Ленинград. Владение высотами позволяло контролировать обширную территорию шлиссельбургско-синявинского выступа от Ладожского озера на севере до реки Мга на юге, являвшуюся оптимальным местом для прорыва блокады, так как расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами в районе выступа было минимальным. Стелла выполенена в форме дерева, с обломанными ветвями и символизирующего уничтоженную деревню. Кстати, далеко не единственную. Еще чуть чуть, и мы попадаем на мемориал: Господствующие высоты. Местность, абсолютно неподходящая для скрытого сосредоточения. К началу октября 1941 г. сформировался т. н. «шлиссельбургско-синявинский выступ» («бутылочное горло») шириной всего около 10-12 километров — арена кровопролитных боёв в 1941—1943 гг. Находившиеся приблизительно посередине образовавшегося выступа Синявинские высоты господствовали над простиравшейся вокруг лесисто-болотистой местностью, а через деревню Синявино проходила единственная в этом районе дорога с твёрдым покрытием — Путиловский (Архангельский) тракт. Всё это предопределило ожесточенность боёв за обладание этими ключевыми позициями. "Две большие высоты венчают Синявинскую гряду: одна — с отметкой 43,3 — севернее развалин села Синявино с остатками церкви и вторая — с отметкой 50,1 — южнее церкви. Немцы обжили эти высоты и плато между ними, превратив их в крепостной форт. С этого «бараньего лба» на двенадцать — пятнадцать километров просматривалась и простреливалась вся торфяная низина в секторе 180 градусов до Ладожского озера" - Из воспоминаний начальника инженерных войск Ленинградского фронта генерала Б.В. Бычевского. Потом мы поехали на место проведения операции Искра, операции прорыва блокады Ленинграда. Рабочий посёлок № 5 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов начали операцию «Искра» и к 18 января прорвали блокаду Ленинграда. В дальнейшем, советским войскам предстояло продолжить наступление на юг в сторону Мги и восстановить контроль над Кировской железной дорогой. Однако немецкие войска силами 9 пехотных дивизий укрепились на новом рубеже. Главным узлов обороны противника были позиции на Синявинских высотах. В ожесточенных боях 20-26 января советские войска не сумели добиться сколько-нибудь ощутимых результатов. Так, единственным успехом стал захват Рабочего поселка № 6 северо-западнее Синявино, но атаки1 18-й и 256-й стрелковых дивизий из состава 2-й ударной армии непосредственно на Синявинские высоты были отбиты противником... Руины НИИ Торфяной промышленности Здесь произошел прорыв блокады... До полного снятия еще оставался почти год... "Красноармейцы прорвались к самой церкви. Их отбрасывают назад на 500 метров. Бой ведется за каждый метр… Высота 43.3 потеряна. Но затем её вновь удается отвоевать. Однако прежде чем горстка бойцов 3-го полка 21-й пехотной дивизии успевает подготовиться к отражению атаки, русские вновь захватывают её. Дважды их затем отбрасывают оттуда, но затем они снова берут её в свои руки." — Из воспоминаний Хассо Г. Стахова, ветерана немецкой 18-й армии Потом мы выдвинулись на Шлиссельбург. Место высадки десанта... Шлиссельбу́ргский деса́нт — тактический десант Ладожской флотилии, высаженный 25 сентября 1941 года в ходе 1-й Синявинской операции по прорыву блокады. В советской историографии Великой Отечественной войны Шлиссельбургский десант показывается прежде всего с точки зрения героизма моряков флотилии и делается вывод об оттягивании десантом на себя значительных сил противника. Однако такой вывод никак не подтверждается немецкими документами, согласно которым никаких дополнительных сил к месту высадки десанта не перебрасывалось. Гибель Шлиссельбургского десанта наглядно показала бессмысленность атаки с моря укреплённого берега малыми силами без соответствующей тщательной подготовки. Данный урок не был усвоен, следствием чего стали новые трагедии на Балтийском море в ближайшие дни — Петергофский и Стрельнинский десант После мы выдвинулись к Кировску, и Невскому пятачку. Невский пятачок — условное обозначение плацдарма на левом (восточном) берегу Невы напротив Невской Дубровки, захваченного и удерживаемого советскими войсками Ленинградского фронта (с 19.09.1941 по 29.04.1941 и с 26.09.1942 по .17.02.1943) в ходебитвы за Ленинград. С этого плацдарма советские войска неоднократно пытались начать наступление на Мгу и Синявино навстречу войскам, наносившим удар с востока и тем самым прорвать блокаду Ленинграда. Несмотря на то, что все попытки расширить плацдарм и развить наступление закончились неудачно, Невский «пятачок» стал одним из символов мужества, героизма и самопожертвования советских воинов. До сих пор не зарастают воронки... Земля буквально изрыта Посмотреть вложение 3449 Вечная Память жертвам Великой Отечественной войны! Вечная Слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины!
Имена участников (разделяйте запятой).